КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ"
Средства механизации технического обслуживания по их назначению можно подразделить на 8 групп (рис. 17.2).
Заправочные машины и устройства предназначены для механизированной заправки летательных аппаратов топливом, маслом, водой и другими жидкостями. Они имеют резервуары для размещения соответствующих жидкостей, насосы, раздаточную и контрольно-измерительную аппаратуру. Для подогрева жидкостей имеется нагревательная аппаратура. Так как емкости топливных и масляных систем разных типов летательных аппаратов существенно отличаются, то топливо — и маслозаправщики выполняются также с разными емкостями цистерн и производительностями насосов В подавляющем большинстве заправочные машины выполняются самоходными и их специальное оборудование монтируется на шасси автомобилей. Имеются, однако, и заправочные машины, которые смонтированы на несамоходных шасси, транспортируемых тягачами.
Подогреватели представляют собой устройства, где нагревается воздух, используемый для подогрева двигателей перед запуском при низких температурах окружающей среды и для других целей. В последнее время получили широкое распространение подогреватели калориферного типа, в которых воздух, подаваемый вентилятором, нагревается, проходя через горячий калорифер. Современные подогреватели с большой теплопроиаводитедьностью устанавливаются на автомобилях. Вентилятор приводится в действие от автомобильного двигателя. *
Аэродромные кондиционеры предназначены для обогрева или охлаждения воздуха в кабинах экипажей и пассажирских. салонах летательных аппаратов перед их вылетом. Для подогрева подается воздух, нагретый до температуры 50—80° С для охлаждения—охлажденный до температуры 13—15° С.
Передвижные электрические генераторные станции и электрораспределительные колонки являются средствами обеспечения летательных аппаратов электроэнергией прн их техническом обслуживании. Они используются для запуска двигателей н проверки работоспособности электро — и радиооборудования летательных аппаратов. Электрические генераторные станции имеют генераторы постоянного и переменного тока, преобразователи, аккумуляторы, пускорегулирующее и коммутационное оборудование, смонтированные на шасси автомобилей или на. несамоходных двухосных тележках. Аэродромные распределительные электрические колонки предназначены для обеспечения работы наземных электрических агрегатов при техническом обслу — живанин летательных аппаратов.
К ним подводится ток от аэродромной электрической сети напряжением 220/380 В.
Колонки снабжены понижающими трансформаторами, с которых можно снимать ток напряжением 24 и 12 В для осветительных устройств.
Грузоподъемные машины, механизмы и приспособления. К, ним относятся подъемные краны различной
грузоподъемности, гидравлические я иневмотканевые подъемники, домкраты и др. Современные подъемные краны б подавляющем большинстве своем монтируются на шасси автомобилей Они используются при съемке. и установке авиационных двигателей и установке авиационных двигателей и других тяжеловесных и крупногабаритных частей летательных аппаратов. Наряду с автомобильными подъемными кранами применяются и несамоходные (полевые подъемные краны), имеющие обычно небольшою грузоподъемность и ручной привод. Гидроподъемники н домкраты применяются для подъема летательных аппаратов при проверке работоспособности механизмов подъема и вьгпуока шасси, техническом обслуживании органов приземления, а также при нивелировке летательных аппаратов Подъемники и домкраты разрабатываются и изготовляются, как правило, для каждого типа летательных аппаратов
Пневмоткаиевые подъемники применяются для подъема самолетов, совершивших посадку с убранными шасси или ‘Потерпевших летное происшествие с повреждением шасси
Буксировщики и средства транспортирования авиационной техники. Б целях экономны ресурса авиадвигателей, расхода топлива и уменьшения шума на аэродромах широко используется буксировка летательных аппаратов. Для этой цели чаще всего применяются специальные автомобильные буксировщики, тяговое усилие которых на сухой бетонированной дороге составляет ЮО-МОО ЛЩ.
Для буксировки летательных аппаратов могут использоваться также другие средства, развивающие необходимое тяговое усилие. Транспортирование различного авиаимущества на аэродромах осуществляется бортовыми автомобилями, а также самоходными и несамоходными тележками.
Компрессорные и зарядные станции. В аэродромных условиях сжатый воздух получают при помощи компрессорных станций, которые подразделяются на станции (компрессоры) высокого давления (5—23 МПа) и станции низкого давления (0,02—0,10 МПа). Первые предназначены для наполнения аэродромных баллонов сжатым воздухом, вторые — для наполнения кабин летательных аппаратов при проверке их герметичности, а также пневмотканевых подъемников. Для зарядки систем Сжатым воздухом применяются воздухозаправщики, представляющие собой автомобили с установленными на них баллонами сжатого воздуха. Зарядка бортовых систем кислородом производится при помощи кислородно-зарядных станций. Эти станции могут быть использованы в для зарядки систем азотом.
Механизированные установки. Это несамоходные приспособлении н агрегаты различного назначения. К ним относятся установки для проверки гидравлических систем летательных аппаратов, консервация авиационных двигателей, механизированные лестницы, автоматизированные средства контроля различных систем и агрегатов и др.